Советы логопеда
Речевой негативизм у детей
Речевой негативизм — это полный или частичный отказ от речи. При этом дети понимают, что им говорят другие люди. Они просто перестают выходить на диалог. Такие дети часто самостоятельно выполняют задуманное. Например, достают игрушки с полки, пытаются надеть сандалии. С одной стороны, взрослым может показаться, какой самостоятельный ребёнок. А с другой стороны, у него нет желания общаться, разговаривать, соответственно, речью он не пользуется. Почему дети не хотят говорить?
Причины речевого негативизма могут быть различны:
· Ребёнку не нравится конкретный человек и он не хочет с ним общаться.
· Не нравится место его нахождения (поликлиника, детский сад).
· Детская манипуляция. Он не хочет выполнять предъявленные к нему требования и таким образом добивается своего.
· Ребёнок ещё не в состоянии сказать то или иное слово, но родитель требует: СКАЖИ, ПОВТОРИ. Таким образом, формируется фобия в своей несостоятельности.
Первое, что должны сделать родители — это успокоиться и перестать требовать от своего ребёнка повторения слов.
Ваша тревожность, неуверенность передаётся малышу. Он «считывает» это и ещё больше замыкается. Ребёнок должен понять, что речь нужна именно ему. А не его маме или папе.
Преодоление речевого негативизма
1. Создаём мотивацию. Если вы выполняете все пожелания детей, когда они указываюет пальчиком или кричат. То им речь будет совершенно не нужна. Они показал, вы дали необходимую игрушку, т.е. цель достигнута. Им не надо прилагать дополнительных усилий. Его и так всё устраивает. Начните «не понимать», что говорит Ваш малыш.
2. Выстраивание диалога. Это главный пункт, чтобы преодолеть речевой негативизм. Перестаём разговаривать с детьми в повествовательном наклонении (пошли гулять, ешь кашу). Начинаем задавать вопросы (это один из методов запуска речи).
— Пойдёшь гулять на улицу?
— Ты будешь есть кашу?
— Ты будешь кашу или суп?
Вначале ребёнок может не ответить, переспросите несколько раз. Но не надо ТРЕБОВАТЬ, чтобы он обязательно ответил. И час мучить его. Спросите 3 раза. Если нет выхода на диалог, то ответьте сами. Повторите вопрос спустя время.
Также ребёнок может покивать головой (согласиться или нет) — это тоже результат.
3. Игровая деятельность. Выходите на контакт с детьми через игру. Не надо целенаправленно усаживать ребёнка (вот тебе кукла, играй с ней).
Начните играть сами. Возьмите игрушку, которая нравится ребёнку. Например, машинка. «Какая большая машина. Би-Би. Машина едет по дороге. Би-Би».
Когда у ребёнка появится желание, он обязательно выйдет на контакт. И в этот момент его необходимо поддержать, похвалить.
4. Читайте книги. Не следует выбирать длинные сказки и монотонно их читать. Дети реагируют на эмоции. Выберите небольшую сказку, стихотворение и начните читать себе. Если они заинтересуется, то обязательно подойдут.
5. Эмоциональная поддержка. Дети должны ощущать ситуацию успеха. Понимать, что в них верят. Хвалите. Ни в коем случае не должно быть такого: ТЫ СКАЗАЛ НЕПРАВИЛЬНО, НУ-КА ПРАВИЛЬНО СКАЖИ.
Оречевляйте свои действия. Но делайте это дозировано.
Источник: https://logoped-pro.ru/razvitie-rechi-rebyonka/rechevoy-negativizm-u-detey.html